Каждый день сотрудники офиса Google 8th Avenue тонко управляют дизайном рабочего места. Постоянных рабочих мест не существует. Персонал много перемещается. Все это воплощение идеи «организованного хаоса», где рабочее пространство поощряет то, что называется «случайными встречами» или взаимодействиями. Они вызывают неожиданные разговоры и новые идеи чего не может произойти, когда персонал остается на постоянном рабочем месте.

Google-HQ

По данным некоторых опросов, в частности, Office Genie, порядка 45% работников из выборки 1456 человек сетуют на нехватку места для совместной работы, в то время как 20% считают, что обстановка на рабочем месте фактически мешает им выполнять свою работу. В последнее время все больше работников не довольны тем, как организовано их рабочее место. Не удивительно, что в Великобритании, по оценкам опроса Deloitte, наблюдается картина, при которой объем переоборудования офисов превышает число новых построек более чем в два раза. Рынок офисного ремонта процветает!
Идеи, которые реализует компания Google привлекательны, и теоретически, могут принести хорошие результаты в работе, но, прежде всего, нужно ответить на вопрос – действительно ли стоит перестроить ваш офис? Имеет ли значение дизайн офиса при оценке благополучия и производительности персонала?
Рабочая среда разнокомпонентна, в ней присутствуют как физические факторы (свет, влажность, запахи, пространство, наличие кислорода и прочее), так и социальные факторы (стиль управления, психологический климат, корпоративная культура). В этом ключе Ричард Моррис, британский исполнительный директор компании Regus IWG, отмечает: «Нелегко изолировать дизайн от культуры или лидерства». Вы можете переделать сколько угодно дизайнов, но если выберите не правильный стиль управления, то траты окажутся бесполезными.

Investment-in-co-working

Возникает и второй весьма важный момент – это экономический эффект от затрат на дизайн рабочего пространства. Управляющий директор архитектурно-дизайнерской студии gpad London Чарльз Беттес указывает, что наличие вдохновляющей рабочей среды абсолютно имеет значение. Но сложно ответить, как инвестиции в рабочее пространство сравнить с другими конкурирующими расходами – обучением, развитием менеджмента и другими инвестициями. Шон Уоттс, председатель Chameleon Business Interiors, добавляет, что здравый смысл подсказывает, что разные работники нуждаются в разнообразии своего рабочего пространства. Однако расходы на дизайн рабочего места являются своего рода «прыжком веры», становясь актом, закупорки свободных активов.
Дизайн остается дизайном, но тенденции в нем меняются. Современная тенденция заключается в развитии коворкинга WeWork, Knotel и др. Эта технология уходит от дизайнерских агентств, которые, как правило, настаивают на том, чтобы вдохновлять сотрудников, а предлагают минимализм. Успех коворкинга доказывает то, что сотрудники могут работать практически везде, где представлены необходимые для работы технологии и подходящая температура окружающей среды.

co-working-knotel

Дизайн рабочей среды и затраты на него необходимо рассматривать строго в контексте эффектов. Дизайн рабочего места работает только в соответствии с потребностями организации. Сама по себе перестройка не имеет значение, а вложенные средства исчезают в никуда, но все это приобретает смысл, когда дизайнеры и руководители прислушиваются к потребностям организаций. Крэйг Мюррей, консультант по дизайну рабочего места в TSK утверждает: «Хороший дизайн рабочего места – это реагирование на болевые точки и поиск решений для них».
Разные рабочие места подходят для разных ролей. Так, некоторые организации в Великобритании погнались за новыми тенденциями дизайна и стали применять рабочие среды с открытой планировкой, но не учитывали потребности самой работы. Как итог, преимущества улучшенного взаимодействия стерлись за недостатком повышения уровня шума и снижению конфиденциальности. Пенни Ньюман, главный сотрудник юридической фирмы Льюис Силкин, соглашается: «Мы сократили размер нашей штаб-квартиры, чтобы больше использовать пространство для совместной работы, но мы сохраняем тихие зоны для уединения». В настоящее время они тестируют точную пропорцию традиционного закрытого пространства и пространства открытой планировки, чтобы подобрать среду, подходящую для работы юриста.

creative-workplace-design

Но в то время многим другим, особенно творческой деятельности, может потребоваться более стимулирующая среда. Энди Нэрн, соучредитель рекламного агентства Lucky Generals, говорит: «Творчество поощряется в обстановке, в которой ощущается шум. Таким образом, наш офис светлый и открытый, с большим количеством общественных мест». Таким образом, в ситуации творчества такое «столкновение народа» является реально важным условием продуктивного труда. И в этом случае руководитель желая получить наилучший эффект от работы сотрудников должен позаботиться об этой организации среды. Энди Нэрн здесь утверждает «Умные руководители рассматривают дизайн рабочего места как инвестицию, чтобы получить лучшее от своих людей, а не как затраты, которые нужно свести к минимуму».
Инвестиции в хороший дизайн рабочего места – это инвестиции в продуктивный персонал.