В XXI веке способность работать гибко имеет и продолжает образовывать современное рабочее место. Так, например, отчет Flex Factor говорит о том, что в Великобритании гибкие условия работы становится все более распространенным – 77% сотрудников работают в организациях, которые предоставляют тот или иной вид гибкой работы. Эту тенденцию подтверждает опрос Crown Workplace Relocation – первое место в списке пожеланий работодателей занимает гибкий график работы.
Согласно исследованию The Flex Factor, работодатель получает множество преимуществ от гибких условий труда. По его оценкам, гибкая работа может принести 6,9 млрд. фунтов стерлингов от продуктивного рабочего времени и рабочих станций, сэкономив 1,1 млрд. фунтов стерлингов для бюджета Великобритании.
Эдвард Трач, профессор менеджмента Школы менеджмента Университета Ланкастера с коллегами, утверждает, что с точки зрения сотрудников, преимущества гибких рабочих условий, заключаются в большей продуктивности работы в виду возможности самому выбирать время и место работы.
По сути, гибкие рабочие условия становятся технологиями, влияющими на занятость и приобретают смысл больший, чем просто экономия рабочего места. По словам Мартина Лоуса, партнера компании Deloitte Real Estate, речь идет о поддержке сегодняшней рабочей силы, которая рассчитывает не привязываться к персональному столу: «Гибкая работа включает в себя доступ к различным рабочим средам, которые лучше всего соответствуют выполняемой задаче, и они все больше не предназначены для использования одним человеком».
Появление технических стартапов в сфере гибких офисов повлияло на то, что компании предложили своим сотрудникам возможность выбора и гибкость в их работе.
Джереми Майерсон, профессор дизайна в Королевском колледже искусств, утверждает, что организации не в состоянии идти в ногу с гибкими моделями работы, которые существуют в Великобритании, когда они создают рабочую среду. Майерсон продолжает: «Многие организации по-прежнему считают, что за столом сидит «х» людей, но во многих крупных организациях низкий уровень занятости. Многие сотрудники не хотят иметь свой рабочий стол и несут с собой свои технологии»
Гибкие методы работы идут рука об руку с растущей популярностью гибких офисов с открытой планировкой, где сотрудники часто работают в горячем режиме или работают в социальных сетях с поддержкой Wi-Fi в здании. Исследование Engagement и Global Workforce, проведенное офисным поставщиком Steelcase из 12 000 работников в 17 странах мира, показало, что Великобритания лидирует в мире по гибким офисам с открытой планировкой и имеет более чем в два раза больше «кочевых» работников, чем в среднем по миру.
В 2014 г. юридическая фирма Gowling WLG переехала в свой офис в Бирмингеме, который был основан на стратегии, согласно которой сотрудники перемещаются в разные типы помещений в зависимости от типа выполняемой ими работы. Офис в Бирмингеме в основном имеет открытую планировку, но в нем также есть тихие комнаты, комнаты для команд, зоны отдыха, комнаты для видеоконференций и комнаты для встреч.

Aon-workspace

Перед переездом в новое помещение у компании был один или два полностью мобильных сотрудника, объясняет Ричард Джонс, директор руководящей группы Gowling WLG. «Когда мы планировали этот шаг, мы хотели изменить несколько вещей, и мобильность была одной из них», – говорит он. «Нам нужно, чтобы в нашем новом здании был полный Wi-Fi, и чтобы мы могли модернизировать нашу удаленную и домашнюю ИТ-систему». Господин Джонс говорит: «Наша цель – позволить бизнесу расти без необходимости занимать много дополнительного пространства».
Отчет The Future Labplace, подготовленный Future Laboratory показывает, что принятие гибкой рабочей культуры может также способствовать созданию рабочих мест для совместной работы. Было установлено, что для привлечения и удержания высококвалифицированных сотрудников компании должны создавать более совместную среду. Это может включать горячую работу, проведение семинаров по идеям и регулярную смену команд.
Примером организации, которая поощряет своих сотрудников к сотрудничеству и гибкости в работе, является страховой гигант Aon. Фирма объединила свои семь бизнес-групп в единую штаб-квартиру в здании Leadenhall в лондонском Сити. Aon решил перейти от традиционного, индивидуального сидения за своим персональным столом к гибкому офису, состоящему из восьми рабочих мест для каждых десяти сотрудников.
«Мы были одними из первых страховых компаний, которые перешли на гибкую рабочую среду, и это было обусловлено рядом факторов», – объясняет Тодд Будген, директор британской компании Aon по недвижимости. «Мы хотели создать среду, которая поощряет сотрудничество. Нам нужно было предоставить неформальное рабочее пространство и отойти от идеи, что каждый имеет свой рабочий стол»

Flexible-workspace

Располагаясь на 11 нижних этажах здания, новая штаб-квартира вмещает 3300 человек. Здесь существует баланс пространств для совместной работы и тихих зон для фокусированной деятельности. «Во всем здании есть Wi-Fi, и у каждого сотрудника есть ноутбук, и он не привязан к одному месту», – говорит господин Будген.
Но это не означает, что традиционное рабочее место с одним рабочим столом на человека и закрытыми офисами является избыточным, утверждает профессор Майерсон. Он отмечает, что дизайн рабочего места зависит от организационной культуры. Существуют традиционные фирмы, которым нужны люди, работающие индивидуально. Большинство организаций используют открытую планировку, но для некоторых сотрудников это не подходит, так как может отвлекать от дела.
По словам Филиппа Тидда, руководителя консалтинговой компании в области архитектуры дизайна и консалтинга Gensler, число людей, работающих гибко и подключающихся к организации, будет продолжать расти. «Гибкая работа определенно оказывает влияние, но вы должны правильно составить баланс, в противном случае сотрудники будут чувствовать растущее чувство разъединения, если они работают в далеке друг от друга».
Работа в гибких офисах и в офисах с разнообразной средой находится на подъеме, но традиционные офисы могут оставаться выбором тех фирм, для которых менее важна командная работа.